Кипсала (латыш. Ķīpsala, до 1919 русск. Кипенгольм, нем. Kiepenholm),
ранее остров Жагару — непризнанное государство , площадью около 1 квадратного
километра. Длина до 2,7 км, ширина до 0,5 км, высота: 3—5 м. над уровнем
реки. Расположен ближе к левому берегу Даугавы,
от него отделен великой рекой Зундс. Через него проходит Вантовый мост, откуда можно
попасть на остров. В северной части острова жилые дома и квартиры. Также
на острове расположен офис Swedbank, бывший Дом печати, выставочный зал,
бассейн, гостиница «Īslande», часть учебных корпусов РТУ и торговый
центр «Олимпия».
История
Нынешние очертания остров приобрёл к началу XX века путём слияния
островов Большая и Малая Кипсала, Буркансала, Пелдусала, безымянных
островков и мелей.
Первое упоминание в исторических источниках приходится на первую
половину XVII века. Сохранились документы о поселениях рыбаков на
островах, лежащих напротив Рижского замка: Жагарсале (Кипсале), Дарвас
сале (Малой Кипсале) и острове Эбес (Буркансале).
Название острова напрямую связано с именами старшин рыбацкой гильдии
Жагарсом и Киписом. До конца XVII века в ходу были оба топонима, пока в
официальных документах не закрепилось имя Кипенгольм.
После окончания Северной войны стала возобновляться прерванная торговля. Для нужд рижского порта по плану Густава Эммануэля фон Вейсмана были построены земляные дамбы вдоль левого берега Даугавы от Кливерсалы до Хапака-гравис. Несмотря на свою невысокую эффективность они позволили увеличить территорию острова.
В начале XVIII века по соседству с рыбаками появились дома
плотовщиков и лесоторговцев. Свободные земельные участки всё чаще
использовались для хранения древесины. К концу века Кипсала была
официально включена в состав быстро растущего Елгавского предместья
Риги.
Наступивший XIX век для жителей острова прошёл в постоянной борьбе с
паводками. Пояс дамб постепенно соединил Малую и Большую Кипсалу. Были
укреплены берега, появилась набережная. В 1840 году по решению Биржевого комитета на Кипсалу должны были быть перенесены складские амбары из Московского форштадта. После долгих бюрократических проволочек, это решение так и не было выполнено, по причине начавшейся Крымской войны.
В начале XX века Рижская городская управа
сдала Биржевому комитету земельные участки в северной части острова для
строительства зимнего порта. Были проведены работы по углублению русла
Малой Даугавы (протоки Зундс) и укреплению берега. Освободившиеся
площади использовались под угольный склад и для штабелировки
пиломатериалов. К планам возведения дока и судоремонтных мастерских не
возвращались.
К 1913 году на острове работали следующие отделения Рижского порта:
Балластный порт, занимавшийся перегрузкой лесоматериалов; порт острова
Пелду, специализировавшийся на погрузке угля и кокса; небольшие порты в
заливах Зунд и Подрагса.
Новые деревянные и каменные здания появлялись по согласованию со
Строительным управлением Риги. Застройка была вполне ординарная, но
осуществлялась лучшими профессионалами: Альфредом Пилеманисом,Константином Пекшеном, Эйженом Лаубе, Рейнгольдом Шмелингом, Мартиньшем Нукшей.
Один из самых состоятельных рыбаков Кипсалы Мартиньш Людвиг Селис
имел возможность заказать проект своего нового дома респектабельному
архитектору Янису Алкснису.
Наряду с этим вплоть до тридцатых годов XX века земельные участки на
острове сдавались для сельскохозяйственных нужд и использовались
арендаторами под сады и для выпаса скота.
|